Регистрация / Вход

Большие данные

23.10.2020  Большие данные Алексей Ученов, директор Департамента стратегического развития и корпоративной политики Минпромторга России

Говоря об уроках, которые мы вынесли из этой пандемии, я не буду комментировать, как государству и, в частности, правительству пришлось бороться с самой пандемией. Конечно, нельзя не отметить ключевую роль нашей медицины, наших врачей и той промышленности, которая была мобилизована на производство необходимых средств индивидуальной защиты и медикаментов. Но я бы хотел сделать акцент на другом и сказать об экономических последствиях этой пандемии и о тех выводах, которые были сделаны.
Ключевой аспект, который важно учитывать в данном случае, заключается в понимании того, что любой кризис цикличен. И текущий экономический кризис, вызванный последствиями пандемии, в определенной степени закономерен. Схожие кризисы были и в 2014 году, и в 2008 году. И ключевой вывод, который должно сделать государство – важно сформировать систему реагирования и мониторинга.

Системный подход
Например, что касается мониторинга – тот опыт, который у нас уже был наработан в части развития и эксплуатации Государственной информационной системы промышленности (ГИСП). Период пандемии позволил в полной мере оценить работу данной системы, через которую осуществлялся мониторинг финансово-экономического состояния системообразу- ющих предприятий. Мы совместно с коллегами из Фонда развития промышленности, отвечающими за работу ГИСП, смогли в кратчайшие сроки модернизировать существующий с 2014 года Сервис по финансово-экономическому мониторингу промышленных предприятий, расширив его функциональность. Предоставление отчетности системообразующим организациями было полностью реализовано в цифровом виде, а все участники получили доступ к личным кабинетам в ГИСП.
Наша система позволила предприятиям предоставлять отчетность в электронном виде, что значительно упростило жизнь как самим организациям, так и органам государственной власти, у которых появилась возможность оперативно получать от организаций необходимую информацию и направлять ее в Минэкономразвития, которое выполняет мониторинговую функцию по всем отраслям экономики. Для представителей правительства РФ в ГИСП были реализованы интерактивные аналитические панели, которые позволяли в онлайн- режиме анализировать как состояние экономики страны в целом, так и ситуацию в отдельных отраслях и организациях. Так нам удалось перезагрузить работу по системообразующим предприятиям. К слову, само понятие системообразующих предприятий – это наследие 2014 или 2008 года, когда мы столкнулись с очередной волной кризиса.
Сервис позволил нам проводить мониторинг широкого спектра необходимых финансовых показателей предприятий, численности персонала, режима работы и производственной нагрузки, а также выявлять разрывы в кооперационных связях и существующие проб- лемы с поставками комплектующих.
По итогам пандемии можно с уверенностью сказать, что благодаря этому сервису мы получили возможность в онлайн-режиме отслеживать изменения финансово-экономического состояния отраслей и отдельных предприятий, что позволило оперативно предотвращать возникающие риски и принимать решения по введению новых мер поддержки для стабилизации ситуации, ведь государство должно обладать достаточной и объективной информацией для принятия эффективных адресных решений здесь и сейчас.

Под защитой
В период пандемии мы также оперативно отреагировали на возникший дефицит средств индивидуальной защиты. В ГИСП были реализованы Сервисы мониторинга обеспечения средствами индивидуальной защиты и мониторинга производства СИЗ и дезинфицирующих средств в субъектах Российской Федерации. Организации на регулярной основе предоставляли информацию о производимых СИЗ и медицинских изделиях (одноразовые защитные костюмы, медицинские перчатки, маски, респираторы, антисептики, тепловизоры, инфракрасные термо- метры, аппараты ИВЛ, обеззараживатели воздуха, тесты ПЦР и другие категории). Региональными органами власти, медицинскими и другими государственными учреждениями ежедневно предоставлялась информация о необходимых им средствах защиты и медицинских изделиях. Благодаря имеющейся информации по спросу и предложению на данные товары оперативные штабы Минпромторга и регионов смогли быстро перераспределять СИЗ между субъектами, а также запустить недостающие производственные мощности и импортировать необходимые изделия. Это привело к нормализации поставок востребованных товаров в медицинские и другие учреждения, и позволило организовать непрерывную деятельность организаций. Также мы проводили в ГИСП мониторинг эпидемиологической обстановки на предприятиях, включая количество заболевших работников, с целью оперативного реагирования на риски приостановки производств.
С нормализацией обстановки сервисы были переведены в режим ожидания. Однако в случае дальнейшего ухудшения эпидемиологической ситуации и возникновения соответствующей потребности сервисы будут оперативно разморожены для организации своевременной помощи субъектам Российской Федерации и медицинским учреждениям. 

Возврат к списку