23.05.2018
«Ласточки» летят быстрее
Скоростные электропоезда «Ласточка», которые производит ООО «Уральские локомотивы», становятся все более российскими. Первоначально эти составы производились компанией Siemens, но сегодня уже более 4/5 узлов и деталей для них производятся на российских предприятиях. С недавнего времени эти поезда стали оснащаться локомотивной системой безопасности БЛОК производства ООО «НПО САУТ».
Научно-производственное объединение ООО «НПО САУТ» было образовано по инициативе ЦТ МПС России в ноябре 1994 года сотрудниками уральского отделения ВНИИЖТ для разработки, производства и внедрения инновационных микропроцессорных систем управления и обеспечения безопасности движения поездов.
За более чем 20 лет существования «НПО САУТ» прошло нелегкий путь от малого предприятия до лидера российского приборостроения в области железнодорожной автоматики. Приборы, поставляемые НПО «САУТ» на железные дороги, обеспечивают безопасность движения, автоматизацию управления тяговым и мотор-вагонным подвижным составом и востребованы не только в России, но и за ее пределами.
В настоящее время ООО «НПО САУТ» поставляет на скоростные электропоезда ЭС2Г «Ласточка», производимые ООО «Уральские локомотивы», безопасный локомотивный объединенный комплекс (БЛОК). Это – локомотивная система безопасности, объединившая функции систем КЛУБ, САУТ и ТСКБМ. БЛОК разработан специалистами ОАО «НИИАС», ООО «НПО САУТ», ЗАО «Нейроком» и изготавливается на нескольких оборонных предприятиях Урала с финишной сборкой и приемо-сдаточными испытаниями в ООО «НПО САУТ».
В рамках проекта Desiro RUS-«Ласточка» ООО «НПО САУТ» обеспечило поставку в Германию комплекса БЛОК на все электропоезда Desiro RUS-«Ласточка», изготовленные для России. Это обеспечило повышенную безопасность движения поездов и максимальную пропускную способность во время проведения зимних олимпийских игр 2014 года.
Достигнутый уровень локализации системы безопасности БЛОК в значительной степени связан с используемой на локомотиве микропроцессорной системой управления и диагностики (МПСУиД). На локомотивах нового поколения 2ЭС6, 2ЭС7, 2ЭС10, выпускаемых ООО «Уральские локомотивы» с отечественной микропроцессорной системой управления и диагностики, уровень локализации составляет 81%, остальные компоненты - импортные микроконтроллеры и микросхемы.
Изначально на электропоездах Desiro RUS-«Ласточка» использовалась микропроцессорная система управления и диагностики «SIBAS-32» (Siemens) с закрытым протоколом обмена информации с внешними устройствами. Для передачи команд управления тягой и торможением от системы безопасности БЛОК в систему управления «SIBAS-32» используется блок ШЛЮЗ-СAN-MVB2, поставляемый российско-американским предприятием ООО «МикроМакс Системс» что привело к снижению уровня локализации с 81% до 45%.
В рамках выполнения программы импортозамещения специалистами ОАО «НИИАС», ООО «НПО САУТ», ЗАО «Нейроком» в 2017 году завершена разработка, а ООО «НПО САУТ» освоено производство аппаратуры БЛОК-М на отечественных микроконтроллерах, производимых АО «ПКК Миландр» (г. Зеленоград). В результате проделанной работы, связанной с изменением принципиальных схем аппаратуры БЛОК, разработкой новой топологии печатных плат и изменением программного обеспечения, была создана бортовая аппаратура БЛОК-М.
В августе 2016 года приемочная комиссия ОАО «РЖД» провела испытания аппаратуры БЛОК-М и рекомендовала ООО «НПО САУТ» выпустить установочную серию БЛОК-М в количестве 100 штук. В текущем году квалификационная комиссия ОАО «РЖД» провела квалификационные испытания БЛОК-М на электровозах 2ЭС6.
По результатам этих испытаний принято решение о серийном производстве аппаратуры БЛОК-М для установки на локомотивы 2ЭС6, 2ЭС7, 2ЭС10, 2ЭС5К, 3ЭС5К, 2ЭС4К, 3ЭС4К, ЭП2К, 2ТЭ25А, 2ТЭ25КМ, 2ТЭ25К2М и другой вновь разрабатываемый подвижной состав. Внедрение аппаратуры БЛОК-М на локомотивах с отечественной МПСУиД позволило увеличить уровень локализации компонентов до 90% уже в текущем году.
Микропроцессорная система управления и диагностики (МПСУиД) для электропоезда «Ласточка» разработана в 2017 году специалистами ООО «НПО САУТ» и ООО «Уральские локомотивы». Для реализации программы импортозамещения электропоезда ЭС2Г «Ласточка» в первую очередь была создана отечественная МПСУиД с собственным программным обеспечением, что позволило использовать в составе электропоезда основное и вспомогательное оборудование различных отечественных производителей.
В созданной системе управления реализовано требование ОАО «РЖД» по формированию поезда переменной составности без какой-либо подстройки системы. Достигнутый уровень локализации в системе МПСУиД для электропоезда ЭС2Г «Ласточка» составляет 81%. ООО «НПО САУТ» ведет работы по замене импортных микроконтроллеров на отечественные, однако возможности отечественных разработчиков и производителей микропроцессорной электроники пока не позволяют это реализовать полностью.
Система видеонаблюдения и оповещения пассажиров (СВОП) для электропоезда ЭС2Г «Ласточка» разработана специалистами ООО «НПО ТрансИнфоПроект», ООО «НПО САУТ». Опытные образцы СВОП, изготовленные ООО «НПО САУТ», прошли предварительные заводские и эксплуатационные испытания, и в 2017 году приемочная комиссия ОАО «РЖД» провела испытания СВОП. По результатам испытаний ООО «НПО САУТ» изготовило установочную серию в количестве 34 поездокомплектов. В текущем году квалификационная комиссия ОАО «РЖД» провела испытания СВОП По результатам этих испытаний принято решение о серийном производстве аппаратуры СВОП для установки на всех электропоездах ЭС2Г, выпускаемых ООО «Уральские локомотивы»
В связи с отсутствием аналогов отечественных комплектующих для изготовления опытных образцов СВОП были использованы импортные комплектующие, закупаемые в странах – производителях: Китай; Тайвань; Германия. Этим обусловлен низкий уровень локализации СВОП – 46,2%.
В настоящее время ООО «НПО САУТ» ведет разработку и осваивает производство отечественных аналогов, что позволит в 2018 году реализовать уровень локализации компонентов СВОП не менее 60%, в 2019 году – не менее 70% и в 2020 году – не менее 80%
В.И. Головин, заместитель директора по научной работе НПО «САУТ»
ООО «Научно-производственное объединение «САУТ»
620027, Екатеринбург,
ул. Челюскинцев, 15, офис 220
Телефон/факс (343) 358-41-81
E-mail: golovin@saut.ru
Скоростные электропоезда «Ласточка», которые производит ООО «Уральские локомотивы», становятся все более российскими. Первоначально эти составы производились компанией Siemens, но сегодня уже более 4/5 узлов и деталей для них производятся на российских предприятиях. С недавнего времени эти поезда стали оснащаться локомотивной системой безопасности БЛОК производства ООО «НПО САУТ».
Научно-производственное объединение ООО «НПО САУТ» было образовано по инициативе ЦТ МПС России в ноябре 1994 года сотрудниками уральского отделения ВНИИЖТ для разработки, производства и внедрения инновационных микропроцессорных систем управления и обеспечения безопасности движения поездов.
За более чем 20 лет существования «НПО САУТ» прошло нелегкий путь от малого предприятия до лидера российского приборостроения в области железнодорожной автоматики. Приборы, поставляемые НПО «САУТ» на железные дороги, обеспечивают безопасность движения, автоматизацию управления тяговым и мотор-вагонным подвижным составом и востребованы не только в России, но и за ее пределами.
В настоящее время ООО «НПО САУТ» поставляет на скоростные электропоезда ЭС2Г «Ласточка», производимые ООО «Уральские локомотивы», безопасный локомотивный объединенный комплекс (БЛОК). Это – локомотивная система безопасности, объединившая функции систем КЛУБ, САУТ и ТСКБМ. БЛОК разработан специалистами ОАО «НИИАС», ООО «НПО САУТ», ЗАО «Нейроком» и изготавливается на нескольких оборонных предприятиях Урала с финишной сборкой и приемо-сдаточными испытаниями в ООО «НПО САУТ».
В рамках проекта Desiro RUS-«Ласточка» ООО «НПО САУТ» обеспечило поставку в Германию комплекса БЛОК на все электропоезда Desiro RUS-«Ласточка», изготовленные для России. Это обеспечило повышенную безопасность движения поездов и максимальную пропускную способность во время проведения зимних олимпийских игр 2014 года.
Достигнутый уровень локализации системы безопасности БЛОК в значительной степени связан с используемой на локомотиве микропроцессорной системой управления и диагностики (МПСУиД). На локомотивах нового поколения 2ЭС6, 2ЭС7, 2ЭС10, выпускаемых ООО «Уральские локомотивы» с отечественной микропроцессорной системой управления и диагностики, уровень локализации составляет 81%, остальные компоненты - импортные микроконтроллеры и микросхемы.
Изначально на электропоездах Desiro RUS-«Ласточка» использовалась микропроцессорная система управления и диагностики «SIBAS-32» (Siemens) с закрытым протоколом обмена информации с внешними устройствами. Для передачи команд управления тягой и торможением от системы безопасности БЛОК в систему управления «SIBAS-32» используется блок ШЛЮЗ-СAN-MVB2, поставляемый российско-американским предприятием ООО «МикроМакс Системс» что привело к снижению уровня локализации с 81% до 45%.
В рамках выполнения программы импортозамещения специалистами ОАО «НИИАС», ООО «НПО САУТ», ЗАО «Нейроком» в 2017 году завершена разработка, а ООО «НПО САУТ» освоено производство аппаратуры БЛОК-М на отечественных микроконтроллерах, производимых АО «ПКК Миландр» (г. Зеленоград). В результате проделанной работы, связанной с изменением принципиальных схем аппаратуры БЛОК, разработкой новой топологии печатных плат и изменением программного обеспечения, была создана бортовая аппаратура БЛОК-М.
В августе 2016 года приемочная комиссия ОАО «РЖД» провела испытания аппаратуры БЛОК-М и рекомендовала ООО «НПО САУТ» выпустить установочную серию БЛОК-М в количестве 100 штук. В текущем году квалификационная комиссия ОАО «РЖД» провела квалификационные испытания БЛОК-М на электровозах 2ЭС6.
По результатам этих испытаний принято решение о серийном производстве аппаратуры БЛОК-М для установки на локомотивы 2ЭС6, 2ЭС7, 2ЭС10, 2ЭС5К, 3ЭС5К, 2ЭС4К, 3ЭС4К, ЭП2К, 2ТЭ25А, 2ТЭ25КМ, 2ТЭ25К2М и другой вновь разрабатываемый подвижной состав. Внедрение аппаратуры БЛОК-М на локомотивах с отечественной МПСУиД позволило увеличить уровень локализации компонентов до 90% уже в текущем году.
Микропроцессорная система управления и диагностики (МПСУиД) для электропоезда «Ласточка» разработана в 2017 году специалистами ООО «НПО САУТ» и ООО «Уральские локомотивы». Для реализации программы импортозамещения электропоезда ЭС2Г «Ласточка» в первую очередь была создана отечественная МПСУиД с собственным программным обеспечением, что позволило использовать в составе электропоезда основное и вспомогательное оборудование различных отечественных производителей.
В созданной системе управления реализовано требование ОАО «РЖД» по формированию поезда переменной составности без какой-либо подстройки системы. Достигнутый уровень локализации в системе МПСУиД для электропоезда ЭС2Г «Ласточка» составляет 81%. ООО «НПО САУТ» ведет работы по замене импортных микроконтроллеров на отечественные, однако возможности отечественных разработчиков и производителей микропроцессорной электроники пока не позволяют это реализовать полностью.
Система видеонаблюдения и оповещения пассажиров (СВОП) для электропоезда ЭС2Г «Ласточка» разработана специалистами ООО «НПО ТрансИнфоПроект», ООО «НПО САУТ». Опытные образцы СВОП, изготовленные ООО «НПО САУТ», прошли предварительные заводские и эксплуатационные испытания, и в 2017 году приемочная комиссия ОАО «РЖД» провела испытания СВОП. По результатам испытаний ООО «НПО САУТ» изготовило установочную серию в количестве 34 поездокомплектов. В текущем году квалификационная комиссия ОАО «РЖД» провела испытания СВОП По результатам этих испытаний принято решение о серийном производстве аппаратуры СВОП для установки на всех электропоездах ЭС2Г, выпускаемых ООО «Уральские локомотивы»
В связи с отсутствием аналогов отечественных комплектующих для изготовления опытных образцов СВОП были использованы импортные комплектующие, закупаемые в странах – производителях: Китай; Тайвань; Германия. Этим обусловлен низкий уровень локализации СВОП – 46,2%.
В настоящее время ООО «НПО САУТ» ведет разработку и осваивает производство отечественных аналогов, что позволит в 2018 году реализовать уровень локализации компонентов СВОП не менее 60%, в 2019 году – не менее 70% и в 2020 году – не менее 80%
В.И. Головин, заместитель директора по научной работе НПО «САУТ»
ООО «Научно-производственное объединение «САУТ»
620027, Екатеринбург,
ул. Челюскинцев, 15, офис 220
Телефон/факс (343) 358-41-81
E-mail: golovin@saut.ru