Регистрация / Вход

«Ласточки» летят быстрее

23.05.2018  «Ласточки» летят быстрее «Ласточки» летят быстрее

Скоростные электропоезда «Ласточка», которые производит ООО «Уральские локомотивы», становятся все более российскими. Первоначально эти составы производились компанией Siemens, но сегодня уже более 4/5 узлов и деталей для них производятся на российских предприятиях. С недавнего времени эти поезда стали оснащаться локомотивной системой безопасности БЛОК производства ООО «НПО САУТ».

Научно-производственное объединение ООО «НПО САУТ» было образовано по инициативе ЦТ МПС России в ноябре 1994 года сотрудниками уральского отделения ВНИИЖТ для разработки, производства и внедрения инновационных микропроцессорных систем управления и обеспечения безопасности движения поездов.
За более чем 20 лет существования «НПО САУТ» прошло нелегкий путь от малого предприятия до лидера российского приборостроения в области железнодорожной автоматики. Приборы, поставляемые НПО «САУТ» на железные дороги, обеспечивают безопасность движения, автоматизацию управления тяговым и мотор-вагонным подвижным составом и востребованы не только в России, но и за ее пределами.
В настоящее время ООО «НПО САУТ» поставляет на скоростные электропоезда ЭС2Г «Ласточка», производимые ООО «Уральские локомотивы», безопасный локомотивный объединенный комплекс (БЛОК). Это – локомотивная система безопасности, объединившая функции систем КЛУБ, САУТ и ТСКБМ. БЛОК разработан специалистами ОАО «НИИАС», ООО «НПО САУТ», ЗАО «Нейроком» и изготавливается на нескольких оборонных предприятиях Урала с финишной сборкой и приемо-сдаточными испытаниями в ООО «НПО САУТ».

В рамках проекта Desiro RUS-«Ласточка» ООО «НПО САУТ» обеспечило поставку в Германию комплекса БЛОК на все электропоезда Desiro RUS-«Ласточка», изготовленные для России. Это обеспечило повышенную безопасность движения поездов и максимальную пропускную способность во время проведения зимних олимпийских игр 2014 года.
Достигнутый уровень локализации системы безопасности БЛОК в значительной степени связан с используемой на локомотиве микропроцессорной системой управления и диагностики (МПСУиД). На локомотивах нового поколения 2ЭС6, 2ЭС7, 2ЭС10, выпускаемых ООО «Уральские локомотивы» с отечественной микропроцессорной системой управления и диагностики, уровень локализации составляет 81%, остальные компоненты - импортные микроконтроллеры и микросхемы.
Изначально на электропоездах Desiro RUS-«Ласточка» использовалась микропроцессорная система управления и диагностики «SIBAS-32» (Siemens) с закрытым протоколом обмена информации с внешними устройствами. Для передачи команд управления тягой и торможением от системы безопасности БЛОК в систему управления «SIBAS-32» используется блок ШЛЮЗ-СAN-MVB2, поставляемый российско-американским предприятием ООО «МикроМакс Системс» что привело к снижению уровня локализации с 81% до 45%.

В рамках выполнения программы импортозамещения специалистами ОАО «НИИАС», ООО «НПО САУТ», ЗАО «Нейроком» в 2017 году завершена разработка, а ООО «НПО САУТ» освоено производство аппаратуры БЛОК-М на отечественных микроконтроллерах, производимых АО «ПКК Миландр» (г. Зеленоград). В результате проделанной работы, связанной с изменением принципиальных схем аппаратуры БЛОК, разработкой новой топологии печатных плат и изменением программного обеспечения, была создана бортовая аппаратура БЛОК-М.
В августе 2016 года приемочная комиссия ОАО «РЖД» провела испытания аппаратуры БЛОК-М и рекомендовала ООО «НПО САУТ» выпустить установочную серию БЛОК-М в количестве 100 штук. В текущем году квалификационная комиссия ОАО «РЖД» провела квалификационные испытания БЛОК-М на электровозах 2ЭС6.
По результатам этих испытаний принято решение о серийном производстве аппаратуры БЛОК-М для установки на локомотивы 2ЭС6, 2ЭС7, 2ЭС10, 2ЭС5К, 3ЭС5К, 2ЭС4К, 3ЭС4К, ЭП2К, 2ТЭ25А, 2ТЭ25КМ, 2ТЭ25К2М и другой вновь разрабатываемый подвижной состав. Внедрение аппаратуры БЛОК-М на локомотивах с отечественной МПСУиД позволило увеличить уровень локализации компонентов до 90% уже в текущем году.

Микропроцессорная система управления и диагностики (МПСУиД) для электропоезда «Ласточка» разработана в 2017 году специалистами ООО «НПО САУТ» и ООО «Уральские локомотивы». Для реализации программы импортозамещения электропоезда ЭС2Г «Ласточка» в первую очередь была создана отечественная МПСУиД с собственным программным обеспечением, что позволило использовать в составе электропоезда основное и вспомогательное оборудование различных отечественных производителей.
В созданной системе управления реализовано требование ОАО «РЖД» по формированию поезда переменной составности без какой-либо подстройки системы. Достигнутый уровень локализации в системе МПСУиД для электропоезда ЭС2Г «Ласточка» составляет 81%. ООО «НПО САУТ» ведет работы по замене импортных микроконтроллеров на отечественные, однако возможности отечественных разработчиков и производителей микропроцессорной электроники пока не позволяют это реализовать полностью.
Система видеонаблюдения и оповещения пассажиров (СВОП) для электропоезда ЭС2Г «Ласточка» разработана специалистами ООО «НПО ТрансИнфоПроект», ООО «НПО САУТ». Опытные образцы СВОП, изготовленные ООО «НПО САУТ», прошли предварительные заводские и эксплуатационные испытания, и в 2017 году приемочная комиссия ОАО «РЖД» провела испытания СВОП. По результатам испытаний ООО «НПО САУТ» изготовило установочную серию в количестве 34 поездокомплектов. В текущем году квалификационная комиссия ОАО «РЖД» провела испытания СВОП По результатам этих испытаний принято решение о серийном производстве аппаратуры СВОП для установки на всех электропоездах ЭС2Г, выпускаемых ООО «Уральские локомотивы» 

В связи с отсутствием аналогов отечественных комплектующих для изготовления опытных образцов СВОП были использованы импортные комплектующие, закупаемые в странах – производителях: Китай; Тайвань; Германия. Этим обусловлен низкий уровень локализации СВОП – 46,2%.
В настоящее время ООО «НПО САУТ» ведет разработку и осваивает производство отечественных аналогов, что позволит в 2018 году реализовать уровень локализации компонентов СВОП не менее 60%, в 2019 году – не менее 70% и в 2020 году – не менее 80%

В.И. Головин, заместитель директора по научной работе НПО «САУТ»

ООО «Научно-производственное объединение «САУТ»
620027, Екатеринбург,
ул. Челюскинцев, 15, офис 220
Телефон/факс (343) 358-41-81
E-mail: golovin@saut.ru

Возврат к списку